Узоры для карельской вышивки


История происхождения традиционной карельской вышивки насчитывает несколько столетий, однако самыми старыми образцами, сохранившимися до нашего времени, являются изделия, произведенные в начале XII века. Ткань как материал никогда не отличалась долговечностью, поэтому восстановить вид более древних видов вышивки возможно только из сказок и легенд.

Вышивкой украшались практически все части гардероба древних жителей Карелии. Древняя карельская вышивка отличается от современной не только узорами, но и смысловой нагрузкой, которой обладал рисунок на ткани. Согласно старинным верованиям, магической силой можно было наделить практически любые вещи или предметы. Именно поэтому вышивка на одежде должна была оберегать людей от различных негативных воздействий внешнего мира, например холода или ранений.

С течением времени структура и стиль вышиваемых узоров сохранились, однако магическому смыслу в этом рукодельном искусстве стали уделять все меньше внимания. Со временем медные и бронзовые проволочки, которыми изначально создавались рисунки на одежде, вытеснили более практичные льняные и хлопковые нити. Тем не менее, традиционная цветовая гамма, которая использовалась при вышивке, сохранилась до настоящего времени. В узоры для карельской вышивки большинстве случаев вышивали белым по красному, или красным по белому, однако иногда использовался «экзотический» вариант шитья - белым по белому.

Составными частями орнамента чаще всего были геометрические фигуры и природные мотивы. В северных районах Карелии рукодельницы использовали только геометрические фигуры, которые согласно верованиям предков, защищали жилища от порчи.

Несмотря на относительную схематичность рисунка, в большинстве из них можно было угадать как реальное существо, так и что-то совершенно невообразимое, например человека-дерево или коня с тремя головами. Стоит отметить, что вепсы предпочитали не использовать в качестве узора облик животных.

В зависимости от типа вещи узор располагался в определенных «районах», специально предназначенных для «украшения». Полотенца чаще всего украшали узорами на концах, а рубахи (как женские, так и мужские) - по подолу. Также было принято обрамлять орнамент двумя полосами.

С течением времени используемые при создании вышивки швы также претерпели значительных изменений. «Досельный», «строчка по сетке», «тамбур», «косичка» - вот далеко не полный список швов, которые и сейчас часто используют рукодельницы. Впрочем, не только старожилы и музеи сохраняют традиции карельской вышивки. В городе Медвежьегорск располагается предприятие «Заонежская вышивка», выпускающее различные изделия, украшенные традиционной карельской вышивкой. Продукцию этой компании можно найти практически в любой сувенирной лавке. Менее распространенным украшением одежды считались вязаные подзоры, выполнявшие роль оберегов. Сегодня познакомиться поближе с вышивкой и вязанием кружева можно познакомиться в «Ожившей экспозиции» на острове Кижи.


Источник: http://www.karelian.ru/customs/263-karelskaya-vyshivka.html


Закрыть ... [X]

Вышивка, техника "Роспись". Обсуждение на LiveInternet Мастер классы по шитью сумок из ткани

Узоры для карельской вышивки Узоры для карельской вышивки Узоры для карельской вышивки Узоры для карельской вышивки Узоры для карельской вышивки Узоры для карельской вышивки Узоры для карельской вышивки Узоры для карельской вышивки