Роспись по дереву дополнительное образование

дополнительное [1]

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«С НАДЕЖДОЙ ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ…»

(роспись по дереву)

Возраст обучающихся – 7-14 лет

Срок реализации программы – 3 года

Количество часов в год:

первый год – 144;

второй и третий год – 216

К содержанию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«…человек без памяти прошлого,

поставленный перед необходимостью

заново определять свое место в мире,

оказывается вне исторической перспективы,

способен жить только сегодняшним днем»

Ч. Айтматов

В последнее время все чаще мы обращается к народному искусству, к памятникам декоративно-прикладного творчества, что связано в первую очередь с непреходящим значением для современников этого живого родника. Истинные произведения искусства со временем не теряют своей художественной ценности, и это подтверждают сохранившиеся образцы народной живописи. Мы отдаём дань уважения нашим предкам, создавшим эти изумительные произведения, напоенные спокойствием и простотой.

Художественные изделия радуют своей красотой, ведь вещи, сделанные руками народного мастера, вбирают в себя богатейшие традиции орнаментального искусства. К народному орнаменту обращаются профессиональные художники и педагоги. Узор, как отражение истории, поражает своей глубиной и отточенностью, поэтому необходимо изучать народный орнамент, раскрывать секреты его прочтения молодому поколению, продолжателям прекрасных национальных традиций. Наиболее ярко русский узор проявился в художественной росписи по дереву.

Программа росписи по дереву «С надеждой вспоминая прошлое…» разработана в соответствии с комплексной программой Центра художественного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества «Наша Земля – наше наследие» и обобщает многолетний опыт работы педагога в данном направлении.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами социально-педагогической и культурологической направленностей.

Народное искусство глубоко традиционно и самобытно. Его образы, сюжеты, орнаменты, технические приёмы и формы предметов возникли очень давно и сохранились до нашего времени. Это живая преемственность, когда новое поколение усваивает наследие предыдущего, выбирая лишь понятное, вызывающее интерес, побуждающее к творчеству. Для того чтобы сохранить это наследие, доставшееся нам от старых мастеров, важно копирование, повторение обучающимися как отдельных элементов, так и целых композиций. Работая над росписями, дети соприкасаются с жизнью далеких предков: с их традициями, укладом жизни, обращая внимание на быт, костюм, орудия труда, предметы интерьера, убранство жилища, архитектуру, природные мотивы и т. д.

В настоящее время многими исследователями доказано, что огромную роль в эстетическом воспитании детей играют произведения народного искусства, поскольку они оказывают благотворное влияние на развитие фантазии, образного мышления и активизацию процесса детского творчества. Родственность мироощущения, отражение его в творчестве народных мастеров поражают декоративностью и красочностью создаваемых ими образов, радуют особым чувством ритма, любовью к узорчатости орнамента.

Актуальность данной программы заключается в том, что развитие художественных способностей детей происходит в творческой деятельности, основываясь на традициях народного искусства; она открывает пути познания народного творчества, приобщает к духовным традициям России. Происходит обучение «искусству через искусство», что способствует гармоничному развитию личности в целом.

Программа позволяет освоить все виды кистевой и графической росписи, что представляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся.

В этом ее новизна и отличие от других подобных программ (в существующих программах обучение ведется по определённому виду росписи, например, «Городецкая роспись», «Северная роспись» и пр.). В программу входят графические и живописные росписи Русского Севера, Среднего Поволжья, узоры «Дымковской игрушки», «Синяя Гжель», русская матрёшка. Такие темы подобраны не случайно. Виды росписи выстроены в такой последовательности, что предыдущая является базой для овладения следующей. Росписи рассматриваются не только с целью постижения академических основ кистевого мастерства, но и с целью познания традиций этого края, его природы, повседневной жизни его жителей, полной забот, чередующихся с праздниками и т. д.

Цель программы – формирование творчески мыслящей личности на основе постижения традиций русской национальной росписи и умения реализовать на практике свои художественные замыслы.

Задачи программы

Обучающие:

- ознакомить обучающихся с традиционными видами росписи по дереву (по регионам России) и их местом в декоративно-прикладном искусстве;

- раскрыть обучающимся значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;

- научить техническим приёмам кистевой и графической росписи;

- предоставить знания, позволяющие реализовать свой творческий потенциал.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Развивающие:

- развивать и поддерживать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;

- способствовать развитию художественного вкуса;

- способствовать развитию творческих способностей;

- развивать интерес к творческому познанию и самовыражению.

Воспитательные:

- воспитать уважение к культурному наследию своего народа;

- воспитать интерес и любовь к росписи по дереву как виду художественного творчества;

- содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно-нравственных качеств.

Содержание программы дает обучающимся представление обо всех традиционных видах росписи по дереву, формирует умения и навыки по техническому исполнению росписи, а также воспитывает творческое отношение к работе. Развитие ребёнка на занятиях идет через овладение конкретными приёмами практической деятельности, т. е. зачатками мастерства, в результате создаются необходимые предпосылки для его творческого саморазвития.

Возраст детей. Программа рассчитана на детей от 7 лет. В этом возрасте дети зачастую в первый раз оказываются в коллективе, что мешает им сосредоточиться на обучении. Они рассеяны, неусидчивы, требуют индивидуального подхода. Поэтому важно привлечь к процессу обучения родителей, которые занимаются вместе со своими детьми, помогают решить отдельные задачи, становятся коллегами.

В среднем возрасте очень важна самооценка, отношение к ребёнку как к личности. Он старается оценить свои возможности и способности, рассматривает результат своего труда, как личное достижение. В этом возрасте дети с удовольствием участвуют в исследовательской и проектной деятельности, в различных выставках, конкурсах, фестивалях.

В группе занимаются дети разного возраста, младшие видят работы более высокого уровня исполнения старших, они уже знают к чему надо стремиться и чего они могут достичь, прилежно трудясь над росписью. Взаимопомощь необходима и важна – на её основе складывается коллектив единомышленников.

Количество обучающихся в группах первого года обучения – 12 чел.

Количество обучающихся на втором году – 10 чел.

Количество обучающихся на третьем году – 8-10 чел.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Общая продолжительность реализации программы составляет 576 часов. В первый год – 144 ч., второй и третий – по 216 ч. На втором и третьем году обучения значительно больше внимания уделяется самостоятельной работе детей, прежде всего – проектно-исследовательской деятельности.

Формы и режим занятий.

Формы работы с детьми предлагаются по принципу творческой мастерской. Одновременно могут заниматься дети разного возраста по принципу народной педагогики: «от старшего к младшему». Этим создаётся комфортная атмосфера для развития личности ребёнка: расширяются, углубляются и дополняются базовые знания, даётся возможность удовлетворить интерес к познанию народного творчества, проявить и развить индивидуальные способности обучающихся.

При реализации программы используются следующие конкретные формы занятий:

● теоретические занятия: в доступной форме обучающиеся получают знания об особенностях и видах народного и декоративно-прикладного творчества;

● зарисовки образцов традиционных видов росписи и орнамента в альбоме и краткая запись названия росписи и значения символов;

● практическое выполнение заданий по изучаемой теме;

● анализ и оценка работы на каждом этапе её выполнения;

● индивидуальная творческая работа;

● использование различных видов и форм коллективной работы;

● знакомство с материалом на примере лучших образцов, выполненных детьми и составляющих методический и выставочный фон студии;

● участие в творческих мастерских, проведение мастер-классов;

● участие в конференции учебно-исследовательских работ;

● участие в различных выставках, конкурсах, фестивалях;

посещение Музея декоративно-прикладного и народного творчества и Музея народного искусства, знакомство с изделиями народных умельцев на различных выставках, проводимых в городе Ассоциацией художественных промыслов, Московской палатой ремесел и пр.;

экспедиции в центры художественных промыслов: зарисовки природных и архитектурных мотивов, элементов быта и костюма, орнамента и пр.;

● выезды на пленэр: зарисовки природных и архитектурных мотивов;

● проведение занятий-праздников как одной из форм творческого сотрудничества между коллективами Студии декоративно-прикладного творчества и Центра художественного образования.

Разнообразие форм и приёмов традиционных видов росписи по дереву (по региональному признаку, по технике исполнения) различной сложности, позволяет правильно выстроить систему образовательного ряда, учитывая подготовку детей.

За время обучения общая направленность тем не изменяется, но содержание обогащается новыми понятиями, приёмами, техниками и формами.

Обучение построено по принципу «от простого к сложному», импровизации новых композиций посредством копирования, повтора и варьирования на традиционной основе.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделия, обучающиеся постепенно переходят к более сложным приёмам росписи и к решению творческих задач.

Копирование на начальном этапе обучения не исключает создания возможностей для творческой самореализации обучающихся, многие темы посвящены развитию художественных способностей, знакомят с основами композиции, цветоведением, с элементами орнамента и т. д. Независимо от возраста выполнение различных видов росписи является единой базой, необходимой обучающимся в их дальнейшей работе. Поэтому разница в объёме полученных знаний и навыков заключается в выборе объёма выполнения и объёма работы детей разного возраста.

В пределах одного занятия виды деятельности меняются. Занятию по рисунку предшествует занятие по композиции, занятия живописью сменяются занятиями по изготовлению аппликаций из бумаги, нанесению рисунка предшествует обработка формы (деревянные изделия) и т. д. Это способствует удержанию внимания обучающихся, позволяет избежать переутомления.

В процессе занятий очень важна доброжелательная творческая атмосфера, когда каждый ребёнок может высказаться вслух. Доброжелательность, заинтересованность – необходимое условие, которое должно поддерживаться и педагогом, и родителями, и детьми разных возрастных групп. Старшие помогают младшим, делятся своим опытом.

Необходимо постоянно анализировать выполненные работы, разбирать ошибки и удачи каждого члена коллектива, а на первых порах, может быть, и хвалить больше, чем он заслуживает.

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования:

• для обучающихся 1 года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 4 часа (продолжительность – 45 минут и 15 минут – перерыв);

• для обучающихся 2 и 3 года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (продолжительность – 45 минут и 15 минут – перерыв).

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы:

·  теоретические знания;

·  практические умения и навыки;

·  личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.

По окончании первого года обучающиеся:

– будут знать основы техники безопасности при работе с красками, лаком;

– будут знать основные виды русского народного декоративно-прикладного искусства;

– овладеют основами композиции и цветоведения;

– освоят основные приёмы традиционных видов росписи.

Развитие личностных качеств обучающихся:

– терпение, настойчивость, желание добиться хорошего результата;

– умение работать в коллективе;

– культура общения.

В результате второго года обучения будут сформированы и закреплены следующие знания, умения и навыки:

– знание техники безопасности при работе с красками, лаком, шлифовке деревянных поверхностей;

– знание законов композиции и цвета;

– знание обычаев, уклада жизни населения различных регионов России;

– знание всех видов орнамента; графических и кистевых видов росписи;

– знание символики орнамента различных регионов России;

– умение работать с готовыми эскизами и делать зарисовки и копии с изделий старых мастеров;

– умение рационально организовать свое рабочее место, аккуратно выполнять работу и оформлять готовое изделие;

– умение и навыки ведения проектной и исследовательской деятельности.

Также будут закреплены и развиты следующие личностные качества:

– отзывчивость, умение помогать друг другу и особенно младшим в процессе работы;

– личная заинтересованность в творческой работе;

– самовыражение через выполнение творческих заданий.

Пройдя полный курс, обучающиеся:

будут знать основные центры художественных промыслов России;

будут знать роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства;

будут знать историю возникновения и стилистические особенности различных направлений и школ росписи по дереву;

полностью овладеют технологическим процессом росписи (подготовка изделий, роспись, лакировка);

овладеют всеми видами и приёмами кистевой и графической росписи;

сумеют правильно подобрать инструменты и материалы для росписи;

смогут создавать собственные композиции;

овладеют умением проявлять свою индивидуальность; смогут выработать свой творческий почерк;

смогут подготовить свои работы для выставки и объективно их оценивать.

Проверка результатов обучения осуществляется посредством текущей и итоговой аттестаций.

На протяжении всего процесса обучения педагог контролирует эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, обращая особое внимание на способность детей определять сюжеты, композиции своих работ, самостоятельность выполнения рефератов и практических работ.

Подготовительные работы оцениваются педагогом по соответствию поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения, а в рефератах – по полноте и самостоятельности раскрытия выбранной темы.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Формой проверки результатов обучения в первом случае являются просмотры по завершению каждой темы, во втором – участие в конференции учебно-исследовательских работ по декоративно-прикладному творчеству.

Формы контроля:

– учебно-исследовательская работа по теме года;

– участие в выставках и конкурсах (внутренних, городских, региональных; фестивалях);

– просмотры по полугодиям, 2 раза в год (декабрь, май);

– оценка результативности по полугодиям по форме – зачёт-незачёт будет проводиться по следующим параметрам:

Фамилия, имя

Накопление элементов росписи по изучаемым промыслам

Освоение кистевой

и мазковой росписи

Создание композиции и роспись изделий

Участие в конкурсах, выставках

% усвоения

Участие в выставках, конкурсах, фестивалях также является результатом работы учебной группы и отдельных обучающихся. Творческое лицо коллектива определяется представленными работами по следующим параметрам оценки:

● новаторство, оригинальность идеи;

● сохранение и использование народных традиций;

● уровень мастерства;

● соответствие работы возрасту обучающихся;

● техника исполнения изделия;

● эстетический вид изделия.

Участие в различных выставках, конкурсах, фестивалях, конференциях является составляющей осуществляемых во Дворце образовательных технологий различных уровней:

– в рамках реализации данной образовательной программы, согласно теме года Студии декоративно-прикладного творчества, определяющей ежегодные темы по регионам России (например: «Искусство Русского Севера», «Художественные промыслы Центральной России», и т. д.);

– по программе «Каникулы»;

– по комплексной программе Центра художественного образования «Наша Земля – наше наследие»;

– по программе «Социум и дети».

Ежегодно, в целях наиболее успешного усвоения материала и стимулирования творческих способностей, обучающимся предлагается определить темы, разработать и представить рефераты и творческие (практические) работы, как формы учебно-исследовательской деятельности, на городской конференции по декоративно-прикладному творчеству, которая ежегодно проходит в марте-апреле и является составляющей реализации комплексной программы МГДД(Ю)Т «Развитие одарённости».

По итогам освоения программы каждый обучающийся получает соответствующий документ (удостоверение либо свидетельство – в соответствии с Положением об аттестации обучающихся в МГДД(Ю)Т).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

Вводное занятие

2

-

2

1

Общие сведения по программе

7

13

20

1.1

Роспись по дереву как вид

декоративно-прикладного искусства

1

-

1

1.2

Графические и кистевые виды росписи

2

2

4

1.3

Виды орнаментов

1

4

5

1.4

Законы композиции

1

3

4

1.5

Основы цветоведения

1

2

3

1.6

Подготовка деревянных поверхностей

1

2

3

2

Народные росписи Русского Севера

5

25

30

2.1

История и развитие крестьянских росписей

1

-

1

2.2

Пермогорская роспись

1

8

9

2.3

Борецкая роспись

1

6

7

2.4

Ракульская роспись

1

6

7

2.5

Мезенская роспись

1

5

6

3

Росписи Среднего Поволжья

3

17

20

3.1

Городецкая роспись

1

8

9

3.2

Полхов-Майданская роспись

1

4

5

3.3

Хохломская роспись

1

5

6

4

Глиняная игрушка. Декорирование игрушки

2

8

10

4.1

Пластика глиняной игрушки

1

2

3

4.2

Узоры Дымовской игрушки

1

2

3

4.3

Использование приёмов росписи

-

4

4

5

Синяя Гжель – народный художественный промысел

2

12

14

5.1

Особенности теневого мазка

2

4

6

5.2

Использование приёмов теневого мазка

-

8

8

6

Русская матрёшка

4

16

20

6.1

История возникновения матрёшки. Художественные центры росписи матрёшек в России

1

-

1

6.2

Сергиево-Посадская игрушка

1

4

5

6.3

Семёновская матрёшка

1

4

5

6.4

Полхов-Майданская матрёшка

1

4

5

6.5

Композиция и роспись матрёшки

-

4

4

7

Лубок. Особенности русского лубка

2

6

8

8

Экскурсии

-

8

8

9

Пленэр

-

10

10

Итоговое занятие

-

2

2

Итого

27

117

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Вводное занятие.

Знакомство с группой. Материалы и оборудование, необходимые для занятий росписью (деревянные заготовки; гуашевые краски; кисти беличьи и колонковые №№ 2-5, круглые; карандаши простые; ластик; банки для красок; бумага, лучше в папке; лаки; наждачная бумага; папки для хранения эскизов и раздаточного материала). Техника безопасности при работе с красками, с наждачной бумагой, химическими веществами (лак).

Раздел 1. Общие сведения по программе.

Тема 1.1. Роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

История возникновения и развития крестьянских росписей в различных областях России. Использование наглядных пособий и изделий, выполненных детьми, из фонда Студии декоративно-прикладного творчества.

Тема 1.2. Графические и кистевые виды росписи.

Постановка руки и кисти. Кистевые и графические элементы росписи, прорисовка их.

Практическая работа. Проведение полос различной толщины, кругов, спиралей, точек, волнистых линий, штрихов, капелек на листах бумаги. Работа над элементами росписей (листья, капли, веточки, завитки, окружность, лепестки и пр.). Освоение кистей разной толщины (№ № 2, 3, 4).

Тема 1.3. Виды орнаментов.

Орнаменты народов Севера России, Среднего Поволжья, Центральной России, Южных областей России, Урала, Крайнего Севера и пр. Семантика орнаментов (знаки неба, дождя, светил, стихий, растений, земли, охранительные знаки).

Практическая работа. Составление орнамента в круге, квадрате, полосе. Использование традиционных орнаментов.

Тема 1.4. Законы композиции.

Стилевое единство, выбор композиционного центра, симметрия, ритм, пропорциональность, масштабность, соизмеримость орнамента росписи и формы предмета.

Практическая работа. Составление простейших композиций из элементов росписи; эскиз росписи в круге и полосе.

Тема 1.5. Основы цветоведения.

Сведения о цвете. Цветовой спектр. Основные и дополнительные, холодные и теплые цвета. Контрастные – светлотный и цветовой, ахроматические и хроматические цвета.

Практическая работа. Составление световой полосы от светлого к тёмному.

Тема 1.6. Подготовка деревянных поверхностей.

Увлажнение, сушка, шлифовка, тонирование, приготовление краски для фона и покрытие поверхности краской. Лакировка готового расписного изделия.

Практическая работа. Подготовка изделия к лакировке.

Раздел 2. Народные росписи Русского Севера.

Тема 2.1. История и развитие крестьянских росписей.

Знакомство с наглядными пособиями, с работами детей (из фондов студии) и работами народных мастеров. Виды росписи северных областей России. Использование росписи в быту: посуда, орудия труда, предметы интерьера.

Тема 2.2. Пермогорская роспись.

Пермогорская роспись как традиционный вид графической росписи Русского Севера, восходящий к древнерусскому искусству. Изучение памятников народных мастеров (прялки, туеса, ендовы, хлебницы, вальки, бураки, подсвечники и т. д.). Наглядные пособия и изделия народных мастеров. Заимствования из иконописи и книжной миниатюры (приёмы изображения: простота и лаконичность линий при обводке контура и заливка).

Практическая работа. Копирование элементов росписи Пермогорья: веточка с остроконечными листьями и тюльпановидные цветы, веточки со сдвоенными трилистниками; птица Сирин в круге; петухи; чёткий рисунок пером; сочный красный, зелёный, жёлтый и синий цвета по белому фону.

Тема 2.3. Борецкая роспись.

Борецкая роспись как традиционный вид графической росписи Русского Севера. Символы и знаки в Борецкой росписи. Изучение дидактического материала и наглядных пособий, изделий народных мастеров. Сходство (колорит) и различие (дополнение орнамента белой разживкой в виде точек и штрихов) борецкой росписи с пермогорской.

Практическая работа. Копирование орнаментальных полос, розеток, фрагментов росписи: «став с оконцем», «став с деревом», «став с конём», «дерево жизни». Объект для росписи – разделочная доска, тарелка, чаша, шкатулка, туесок.

Тема 2.4. Ракульская роспись.

История возникновения промысла. Семья Витязевых. Изделия старых мастеров, наглядные пособия. Кистевые и графические элементы росписи.

Практическая работа. Прорисовка S-образной ветки с крупными трёх-, четырёхцветными листьями, с белыми полукружьями и черными усиками; точки, капли, скобочки, листочки, завитка штриха. Составление орнамента в круге, полосе, квадрате. Составление эскиза росписи с последующим исполнением в материале.

Тема 2.5. Мезенская роспись.

История мезенской росписи, уклад жизни и воспитание в поморской семье, работы старых мастеров (иллюстрации, фотографии из экспедиций – прялки, короба, ложки); работы из фонда Студии декоративно-прикладного творчества. Основные приёмы росписи – скоропись пером и кистью № 2. Колорит росписи.

Практическая работа. Зарисовки элементов росписи; составление композиции на тему «Времена года» с помощью знаков – пожелания добра и полной жизни, добра и плодородия. Исполнение изделия в материале.

Раздел 3. Росписи Среднего Поволжья.

Тема 3.1. Городецкая роспись.

История возникновения Городецкого промысла. Развитие промысла от резных инкрустированных прялок до декоративного панно, детской мебели, предметов быта, выпускаемых на фабрике Городецкой росписи сегодня. Пышность цветочных гирлянд и сюжетность росписи – отличительные черты данного промысла. Использование наглядного материала и изделий из фонда студии.

Практическая работа. Прорисовка основных элементов росписи: точки, штрихи, сетка, спираль, капелька; наиболее простых цветов и листочков (солнышко-крыжовник, ягодка, зёрнышко, ромашка, незабудка). Копирование элементов росписи старых мастеров (по материалам экспедиций в Нижегородскую область). Составление композиции из отдельных элементов Городецкой росписи, выполнение простого эскиза небольшой разделочной дощечки; выполнение в материале; лакировка.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Тема 3.2. Полхов-Майданская роспись.

История и развитие промысла. Особенности стиля росписи: декоративность, яркость и сочность цвета. Характерные формы изделий. Преобладающие мотивы.

Практическая работа. Копирование образцов росписи. Особенности выполнения кистевого мазка. Зарисовки растительного орнамента. Составление полосы растительного орнамента.

Тема 3.3. Хохломская роспись.

Из истории Хохломской росписи. Золотая Хохлома – одна из самых известных росписей в России. Виды Хохломской росписи: «фоновое» и «верховое» письмо. Специфика и особенности написания узора. Технология выполнения росписей. Особенности выполнения мазка. Использование наглядных пособий и изделий из фонда студии.

Практическая работа. Прорисовка растительных элементов: травки, листья, цветы, плоды. Копирование элементов росписи мастеров (по материалам экспедиций в Нижегородскую область). Составление простой композиции из отдельных элементов Хохломской росписи; прорисовка эскиза и выполнение в материале изделия, лакировка.

Раздел 4. Глиняная игрушка. Декорирование игрушки.

Тема 4.1. Пластика глиняной игрушки.

Традиционные центры изготовления глиняной игрушки в России: Дымковская, Тверская, Абашевская, Хлудневская, Филимоновская и др. Их сходства и различия. Дымковская игрушка – самый известный игрушечный промысел в России: всегда жизнерадостные, весёлые и нарядные фигурки, вносящие в дом потоки света, солнце, песни, говор и смех слободских гуляний.

Практическая работа. Работа с глиной. Лепка игрушки.

Тема 4.2. Узоры Дымковской игрушки.

Особенности декорирования Дымковской игрушки. Основные мотивы Дымковской росписи. Колорирование.

Практическая работа. Роспись Дымковской игрушки.

Тема 4.3. Использование приёмов росписи.

Обобщённость формы и умелое выявление характерных деталей: занимательность образа через преувеличения и заострение, передача характерных черт изображения птицы, зверя, человека при сохранении условности.

Практическая работа. Зарисовки орнамента, копирование овалов, кружков, розеток, полос, змеек, клеток. Использование для зарисовок, кроме кисти, штыриков (штампиков) разного диаметра.

Раздел 5. Синяя Гжель – народный художественный промысел.

Тема 5.1. Особенности теневого мазка.

Украшения гжельской посуды: орнамент с колокольчиками, тюльпанами, многолепестковыми розами, причудливыми цветами. Знакомство с творчеством гжельских мастеров. Кистевые приёмы письма (гжельский теневой мазок и его особенности), мотивы орнамента.

Практическая работа. Выполнение кистью листиков, веток, цветов в виде ромашек, бутонов, колокольчиков, роз. Зарисовка орнаментальных полос, сетки, решётки, птиц.

Тема 5.2. Использование приёмов теневого мазка.

Практическая работа. Составление композиции, имитация керамической вставки (например, в деревянной доске). Выполнение в материале, лакировка.

Раздел 6. Русская матрёшка.

Тема 6.1. История возникновения матрёшки. Художественные центры росписи матрёшек в России.

Появление матрёшки в России. Японская, Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская матрёшка. Современные тенденции русской матрёшки. Собирательный сказочный стиль.

Тема 6.2. Сергиево-Посадская игрушка.

Традиционная Загорская игрушка. Её отличительные особенности. История и развитие промысла. Особенности формы, росписи, колорита.

Практическая работа. Зарисовка мелких и крупных цветков, гороха, «турецких огурцов», рисунков тканей (ситцы, Павлово-Посадские платки и др.). Составление орнамента с цветочным узором в полосе.

Тема 6.3. Семёновская матрёшка.

Отличительные особенности. Использование русских сказочных мотивов.

Практическая работа. Зарисовка фрагментов иллюстраций русских народных сказок (домашняя утварь, предметы рукоделия, игрушки, животные, птицы и пр.).

Тема 6.4. Полхов-Майданская матрёшка.

Отличительные особенности. Яркость красок и графичность рисунка. Особенности наложения слоев краски.

Практическая работа. Зарисовки растительных элементов.

Тема 6.5. Композиция и роспись матрёшки.

Практическая работа. Составление композиции из отдельных элементов для семейки из 3 штук, прорисовка эскизов, выполнение росписи матрешки на основе изучения традиционных видов росписи; лакировка.

Раздел 7. Лубок. Особенности русского лубка.

История возникновения лубка. Рисованный церковный лубок. Влияние западноевропейских картинок. Особенности сюжета и композиции. Орнаментные рамки.

Практическая работа. Копирование отдельных элементов, фрагментов, популярных сюжетов; орнаментные рамки; особенности колорита.

Раздел 8. Экскурсии.

Посещение музеев: Музей декоративно-прикладного и народного искусства, Музей матрёшки, Музей лубка, Музей ИЗО; тематических выставок в различных музеях и выставочных залах.

Раздел 9. Пленэр.

Зарисовка растений, цветов, листьев кустов и пр. Пейзаж (рисунок, живопись). Работа на территории Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и на территории Природного заказника «Воробьёвы горы».

Итоговое занятие.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Подведение итогов работы за год. Обсуждение изделий, выполненных обучающимися.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Вводный раздел

8

18

26

1.1

Программа второго года.

Техника безопасности

2

2

4

1.2

Повторение теоретического и практического материала первого года обучения

2

4

6

1.3

Повторение законов композиции и цветоведения

4

12

16

2

Народные росписи Русского Севера

6

48

54

2.1

Повторение истории и развития крестьянских росписей

1

-

1

2.2

Пермогорская роспись

2

16

18

2.3

Борецкая роспись

1

12

13

2.4

Ракульская роспись

1

10

11

2.5

Мезенская роспись

1

10

11

3

Росписи Среднего Поволжья

3

39

42

3.1

Городецкая роспись

1

16

17

3.2

Полхов-Майданская роспись

1

10

11

3.3

Золотая Хохлома

1

13

14

4

Росписи, основанные на теневом мазке

3

25

28

4.1

Синяя Гжель

1

7

8

4.2

Устюжская роспись

1

10

11

4.3

Уральская роспись

1

8

9

5

Русская матрёшка

2

26

28

5.1

Элементы росписи Дымковской игрушки и их использование в росписи матрёшек

1

4

5

5.2

Современная авторская матрёшка

1

22

23

6

Учебно-исследовательская деятельность

2

6

8

6.1

Содержание темы года

1

-

1

6.2

Тема исследования

1

-

1

6.3

Работа над проектом

-

6

6

7

Лубок. Особенности русского лубка

2

6

8

7.1

Особенности построения композиции

1

4

5

7.2

Особенности стиля рисунка

1

2

3

8

Экскурсии

-

10

10

9

Пленэр

-

10

10

Итоговое занятие

-

2

2

Итого

26

190

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй год обучения

1. Вводный раздел.

Тема 1.1. Программа второго года. Техника безопасности.

Знакомство с содержанием программы второго года обучения. Повторение основных правил техники безопасности.

Практическая работа. Повторение приёмов работы с оборудованием и материалами по программе.

Тема 1.2. Повторение теоретического и практического материала первого года обучения.

Графические и кистевые виды росписи, особенности их выполнения. Орнаменты.

Практическая работа. Зарисовка элементов росписи: букеты, деревья, птицы, архитектура, люди.

Тема 1.3. Повторение законов композиции и цветоведения.

Повторение законов композиции с особым вниманием к соразмерности орнамента и формы. Основные и дополнительные цвета, их использование в цветоведении.

Практическая работа. Составление композиции для токарной формы в тёплой или холодной гамме.

Раздел 2. Народные росписи Русского Севера.

Тема 2.1. Повторение истории и развития крестьянских росписей.

Орнаменты различных традиционных росписей на территории России, их особенности.

Тема 2.2. Пермогорская роспись.

Повторение материала первого года. Знаки и символы в Пермогорских прялках. Трёхчастная композиция прялки, сюжеты, персонажи, элементы росписи, колорит.

Практическая работа. Прорисовка элементов росписи: растительный орнамент, петухи, жанровые сценки. Сочные цвета на различном фоне (белый, жёлтый, золотой и др.) и чёткий рисунок пером. Составление сложных форм с применением графических и кистевых приёмов и выполнение композиции на небольшой плоской форме, роспись и лакировка.

Тема 2.3. Борецкая роспись.

Повторение материала первого года. Изучение памятников народных мастеров (по материалам экспедиции в Архангельскую область Студии декоративно-прикладного творчества и иллюстративному материалу). Символы и знаки в росписи. Мастера народной крестьянской росписи – семья Амосовых,,.

Практическая работа. Проработка элементов росписи, зарисовка сюжетов. Составление композиции в прямоугольнике, выполнение в материале (небольшое панно), лакировка.

Тема 2.4. Ракульская роспись.

Повторение материала первого года. Знакомство с изделиями народных мастеров (по материалам экспедиции). Составление сложных форм (листья с разживками, бутоны, цветы) с применением графических и кистевых приёмов.

Практическая работа. Прорисовка растительных элементов росписи и розеток с геометрическим орнаментом, птицами. Составление эскиза росписи с последующим исполнением её на доске (разделочная доска); лакировка.

Тема 2.5. Мезенская роспись.

Повторение материала первого года. Фризовость и многоярусность мезенской росписи; элементы росписи (кони, олени, птицы, корабли, охотники, собаки); семантика орнамента (знаки неба, дождя, светил, стихий, растений, земли, охранительные знаки).

Практическая работа. Прорисовка отдельных элементов росписи. Составление эскиза росписи с последующим выполнением на небольшой тарелке; лакировка.

Раздел 3. Росписи Среднего Поволжья.

Тема 3.1. Городецкая роспись.

Повторение материала первого года. Неповторимая образная система Городца. Современные тенденции росписи. Знакомство с изделиями АО «Городецкая роспись» (по материалам экспедиции в Нижегородскую область). Работы современных художников: Н. Столесникова, А. Соколова, Л. Беспалова, Л. Кубаткина.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Практическая работа. Зарисовка элементов цветочной росписи с включением мотивов «конь» и «птица». Выполнение эскиза для шкатулки и последующее его выполнение; лакировка.

Тема 3.2. Полхов-Майданская роспись.

Повторение материала первого года. Крупные цветы – шиповник, роза и мак – основа Полхов-Майданского орнамента. Особенности росписи: многослойность письма и сочность колорита.

Практическая работа. Зарисовка элементов росписи. Выполнение эскиза для пасхального яйца и выполнение росписи в материале, лакировка.

Тема 3.3. Золотая Хохлома.

Повторение материала первого года. Два вида письма: фоновое (роспись «под фон» и «кудрина») и верховое («травная роспись», роспись «под листок», роспись «пряник» или «рыжик»), особенности их выполнения. Технологическая последовательность хохломского производства.

Практическая работа. Проведение викторины по теме «Виды хохломской росписи». Зарисовка элементов росписи: травный орнамент, цветы, ягоды и птицы. Составление эскиза для декоративной тарелки и выполнение росписи в материале; лакировка.

Раздел 4. Росписи, основанные на теневом мазке.

Тема 4.1. Синяя Гжель.

Повторение материала первого года. Использование в Гжельском орнаменте декоративных птиц и архитектуры. Раскладка кистью круглых лепестков цветка, наведение стебля, листьев, графика штрихов-разделок – особенности гжельского письма.

Практическая работа. Выполнение эскиза в круге и роспись декоративной тарелки; лакировка.

Тема 4.2. Устюжская роспись.

История и развитие традиционного промысла в Великом Устюге (АО «Великоустюжские узоры»). Особенности росписи: свободно-кистевая, с введением теневого мазка с разживками белым и чёрным и колорита.

Практическая работа. Копирование элементов росписи. Создание композиции для туеса и выполнение росписи в материале, лакировка.

Тема 4.3. Уральская роспись.

Близость уральской росписи к росписи Русского Севера (Устюжская роспись) с преобладанием цветного теневого мазка. Декоративная роспись Урала – одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Особенности построения композиции и техники росписи.

Практическая работа. Копирование элементов росписи. Составление композиции росписи декоративной ложки и выполнение её в материале.

Раздел 5. Русская матрёшка.

Тема 5.1. Элементы росписи Дымковской игрушки и их использование в росписи матрёшек.

Повторение материала первого года. Традиционные центры матрёшки: Загорская, Полхов-Майданская, Семёновская. Возможность использование росписи Дымковской игрушки в росписи матрёшки для росписи сарафанов, головного убора и пр.

Практическая работа. Зарисовки элементов росписи Дымковской игрушки.

Тема 5.2. Современная авторская матрёшка.

Особенности росписи современной матрёшки: матрёшки-иллюстрации к сказкам; матрёшки-пейзажи; сюжетные матрёшки и др., выполненные в традиционной технике или технике лубка, в технике лаковой миниатюры и пр.

Практическая работа. Составление композиции семейки из 5-7 штук, отрисовка эскиза, выполнение росписи в материале и лакировка.

Раздел 6. Учебно-исследовательская деятельность.

Тема 6.1. Содержание темы года.

Тема года Студии декоративно-прикладного творчества. Особенности жизненного уклада выбранного региона, костюм, быт, убранство жилища и пр.

Тема 6.2. Тема исследования.

Выбор темы исследования, проблемы, цели; определение круга задач данного исследования и т. д.

Тема 6.3. Работа над проектом.

Практическая работа. Подбор литературного материала. Зарисовки, эскизы, составление композиции. Творческая работа. Оформление реферата. Выполнение работы в материале.

Тема 7. Лубок. Особенности русского лубка.

Тема 7.1. Особенности построения композиции.

Главное в построении композиции лубка – сюжет, дополненный растительными и архитектурными элементами, орнаментальными полосами и различными надписями, дублирующими сюжет.

Практическая работа. Создание сюжетной композиции на листе бумаге.

Тема 7.2. Особенности стиля рисунка.

Выполнение рисунка одной линией, притенение штрихом. Фигура человека выполняется с большой головой, огромными глазами, улыбающимся ртом. Украшение рисунка декоративной рамкой, особенности её колорита. Сохранение в работе над композицией «пошиб»-стиля.

Практическая работа. Создание композиции современной игрушки: чебурашка, заяц, кот, медведь и др., отрисовка эскиза и выполнение в материале; лакировка.

Тема 8. Экскурсии.

Посещение музеев: Музей декоративно-прикладного и народного искусства, Музей матрёшки, Музей Лубка, Музей изобразительных искусств; тематических выставок в различных музеях и выставочных залах.

Тема 9. Пленэр.

Зарисовка растений, цветов, листьев кустов и пр. Пейзаж (рисунок, живопись). Работа на территории Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и на территории Природного заказника «Воробьёвы горы».

Итоговое занятие.

Обсуждение работ, созданных обучающимися в течение второго года обучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Третий год обучения

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Вводный раздел

8

18

26

1.1

Программа третьего года. Техника безопасности

2

2

4

1.2

Повторение теоретического и практического материала предыдущих лет обучения

2

4

6

1.3

Повторение законов композиции и цветоведения

4

12

16

2

Народные росписи Русского Севера

4

56

60

3

Росписи Среднего Поволжья

3

33

36

3.1

Углублённое изучение Городецкой росписи

2

20

22

3.2

Золотая Хохлома

1

13

14

4

Русская матрёшка

4

46

50

5

Лубок. Особенности русского лубка

-

12

12

6

Учебно-исследовательская деятельность

4

8

12

6.1

Содержание темы года

1

-

1

6.2

Тема исследования

1

-

1

6.3

Работа над проектом

-

10

6

7

Экскурсии

-

8

8

Итоговое занятие

-

2

2

Итого

25

191

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Третий год обучения

1. Вводный раздел.

Тема 1.1. Программа третьего года. Техника безопасности.

Знакомство с содержанием программы третьего года обучения. Повторение основных правил техники безопасности.

Практическая работа. Повторение приёмов работы с оборудованием и материалами по программе.

Тема 1.2. Повторение теоретического и практического материала предыдущих лет обучения.

Теоретические и графические знания о графической и свободно-кистевых росписях, о видах орнаментов и пр.

Практическая работа. Выполнение композиции в полосе с использованием графических росписей и в круге с использованием свободно-кистевых росписей.

Тема 1.3. Повторение законов композиции и цветоведения.

Основные законы композиции и цветоведения. Единство орнамента и формы предмета, целостность колорита.

Практическая работа. Составление композиции для шкатулки с использованием колорита, характерного для северных росписей.

Раздел 2. Народные росписи Русского Севера.

Изучение старинных образцов росписи русского Севера. Работы современных мастеров: АО «Беломорские узоры»,, мастера Архангельска, Вологды, Северодвинска, Великого Устюга. Использование материалов экспедиций в Архангельскую, Вологодскую области, материалов выставок Ассоциации художественных промыслов и пр.

Практическая работа. Используя приобретённые знания и достигнутый уровень владения кистевой и графической росписью, создать самостоятельные композиции по:

- Пермогорской росписи – комплект из 2-3-х разделочных досок;

- Мезенской – маленькую корзину из щепы;

- Борецкой – небольшое панно;

- Устюжской – туесок.

Выполнение в материале, лакировка.

Раздел 3. Росписи Среднего Поволжья.

Тема 3.1. Углублённое изучение Городецкой росписи,

Выявление новых сюжетов, персонажей. Сюжетность Городецкой росписи с использованием фона из растительных элементов и архитектуры, стилизованного пейзажа, сюжетных сцен. Богатство цветового решения. Своеобразный подход старых мастеров к сюжетам и их декоративному оформлению, виртуозность выполнения росписи и богатство цветовой гаммы у современных мастеров.

Практическая работа. Создание сюжетной композиции для декоративного блюда в Городецкой росписи. Выполнение в материале, лакировка.

Тема 3.2. Золотая Хохлома.

Мастерство выполнения элементов хохломской росписи. Использование элементов хохломской росписи, зарисовка различных видов птиц, рыб, цветов и ягод.

Практическая работа. Составление и прорисовка эскиза для декоративной вазы – «райский сад» или «парга царская». Выполнение в материале, лакировка.

Раздел 4. Русская матрёшка.

Зарисовки элементов народного костюма: вышивки, кружева, набивных ситцев. Выполнение на плоскости матрёшки различных вариантов сюжетов и орнаментов благодаря её обтекаемой форме. Авторская современная матрёшка: народные мастера и художники-профессионалы.

Практическая работа. Роспись матрёшки по собственной композиции на основе народных традиций.

Раздел 5. Лубок. Особенности русского лубка.

Особенности построения композиции. Составление сюжетной композиции с использованием элементов пейзажа и архитектуры. Разработка колористического решения с использованием контрастных и дополнительных цветов. Композиция ярмарочных сценок с упрощёнными элементами архитектуры и растительных орнаментов.

Практическая работа. Создание эскиза для круговой композиции (яйцо). Подготовка формы, отрисовка в карандаше, локальная заливка цвета. Наводка контура и штриха, лакировка.

Тема 6. Учебно-исследовательская деятельность.

6.1. Содержание темы года.

Тема года согласно плана работы Студии декоративно-прикладного творчества. Особенности жизненного уклада выбранного региона, костюм, быт, убранство жилища и пр.

Тема 6.2. Тема исследования.

Выбор темы исследования, проблемы, цели; определение круга задач данного исследования и т. д.

Тема 6.3. Работа над проектом.

Практическая работа. Подбор литературного материала. Зарисовки, эскизы, составление композиции. Творческая работа. Оформление реферата. Выполнение работы в материале.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Раздел 7. Экскурсии.

Посещение музеев: Музей декоративно-прикладного и народного искусства, Музей матрёшки, Музей Лубка, Музей изобразительных искусств; тематических выставок в различных музеях и выставочных залах.

Итоговое занятие.

Обсуждение итогов обучения за три года и достигнутых результатов. Выдача документов об освоении программы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основной метод обучения по данной программе основан на инструктивном подходе к детям, где педагог играет роль консультанта. Влияние родителей, их мнение – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, особенно на первом году обучения. При доброжелательном, уважительном отношении к творчеству ребёнка, его личности, занятия приводят к «открытию» его души.

В основе методики обучения росписи по дереву лежит изучение народных художественных традиций:

восприятие – всеми возможными средствами организация осознанного восприятия обучающимися учебного материала: посещение музеев, выставок, иллюстративный, наглядный материал, образцы росписи, работы из выставочного фонда студии;

воспроизведение копирование, повтор, варьирование на традиционной основе;

творчество – создание собственной композиции и непосредственно выполнение изделия.

В процессе занятий большое место отводится применению учебно-наглядных пособий: технологические таблицы, иллюстративный, фото - и видеоматериал, подборка работ обучающихся по каждой теме (из фонда Студии декоративно-прикладного творчества), демонстрационный материал по каждому виду росписи, изделия народных мастеров.

Дидактический материал, используемый при реализации программы

– раздаточный материал «Стадии Городецкой росписи» (таблицы – 12 шт.);

– раздаточный материал «Элементы Мезенской росписи» (таблицы – 10 шт.);

– раздаточный материал «Стадии росписи по мотивам Северной Двины» (14 шт.);

– методическое пособие «Мезенские узоры» (2 таблицы, изделия);

– методическое пособие «Синие цветы Гжели» (таблицы, деревянные изделия»);

– методическое пособие «Северодвинская школа росписи» (таблицы, деревянные изделия);

– методическое пособие «Московская школа росписи на примере монументальных фресок Московского Кремля XVI-XVIII вв.»;

– деревянные подставки под вышивку и деревянные подставки для кружева: «Использование росписи в декорировании предметов быта из дерева».

Выставочный фонд – коллекции изделий, дипломы ШХР.

Условия реализации программы

Для обеспечения нормальных условий работы необходимо светлое проветриваемое помещение, оборудованное столами с горизонтальными крышками, полками для хранения различных материалов и инструментов (деревянные заготовки; гуашевые краски; кисти беличьи и колонковые №№ 2-5, круглые; карандаши простые; ластик; банки для красок; бумага, лучше в папке; лаки; наждачная бумага; папки для хранения эскизов и раздаточного материала).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся

Герчук такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. – М.: Галарт. – 332 с.

Званцев М. Хохломская роспись. – Горький, 1961. – 156 с.

Логинов В., Скольский Ю. Эта звонкая сказка «Гжель». – М.: Изобразительное искусство,1994. – 164 с.

Народные художественные промыслы //,, и др. Под общ. ред.. – М.: Легкая промышленность, 1984.

Основы художественного ремесла / Под ред.. – М.: Просвещение, 1979. – 268 с.

Пряник, прялка и птица Сирин // Под ред.. – М.: Просвещение, 1983. – 184 с.

Овсянников русского быта. Стили, нравы. Этикет. – М.: Просвещение, 2000. – 126 с.

Федотов мир дерева. Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1987. – 216 с.

Чуянов С. Городецкие праздники. – Н. Новгород: Арника, 1995. – 159 с.

Литература для педагога

Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. – М.: Изобразительное искусство, 1970. – 192 с.

Барадулин учителю о народных промыслах. – М.: Просвещение, 1979. – 135 с.

Барадулин обработка дерева. – М.: Просвещение, 1986. – 356 с.

Бардина народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1986. – 302 с.

Богуславская народное искусство. – М., 1986.

Богуславская проблемы современных народных художественных промыслов. – Л., 1991.

Василенко Хохломы. – М.,1959.

Василенко искусство. Избр. труды о народном творчестве. –

Вишневская. – М.: Просвещение, 1980. – 148 с.

Герчук такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. – М.: Галарт. – 332 с.

Жегалова С. Русская народная живопись. – М.: Просвещение, 1984. – 177 с.

Емельянова Т. Золотые травы России. – Горький, 1973. – 156 с.

Ермачкова в Городецкой росписи // Школа и производство. – 1996. – № 2. – С. 12-14.

Званцев М. Хохломская роспись. – Горький, 1961. – 264 с.

Круглова О. Народная роспись Северной Двины. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 264 с.

Логинов древней Гжели. – М.: Московский рабочий, 1986. – 110 с.

Маврина Т. Городецкая живопись. – Л.: Лениздат, 1970. – 356 с.

Максимов фантазии на тему «Царицыно» // Юный художник. – 1994. – № 9. – С. 48-50.

У истоков мастерства. – М.: Просвещение, 1983. – 166 с.

Махмутова по дереву. Пособие для учителей. Сб. научных трудов НИИ ХП. – М.: Легкая индустрия, 1967. – 372 с.

Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций / Под ред.,. – М., 1991. – 264 с.

Народные мастера. Традиции, школы. Сб. статей НИИ теории и истории изобр. искусств Акад. художеств СССР / Под ред.. – М., 1985. – 280 с.

Народные художественные промыслы и современная культура. Сб. трудов НИИ ХП / Под ред.. – М.: Просвещение, 1980. –186 с.

Рогов А. Черная роза. – М.: Современник, 1986. – 316 с.

Рождественская народная художественная традиция в современном обществе. – М.: Молодая гвардия, 1981. – 144 с.

Светлова орнамента. Пособие для профессиональных образовательных учреждений. 2-е изд. – М.: ГНОМ и Д, – 128 с.

Соколова роспись по дереву. – М.: Владос, 2002. – 302 с.

Сокольникова Н. Основы композиции. – Обнинск, 1998. – 146 с.

Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост.. – Л.: Лениздат,1981. – 246 с.

Фролова Е. Чистый источник. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 208 с.

Шевчук Л. Дети и народное творчество. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.

К содержанию

[1] ©, 2008; ©, редактирование, 2008


Источник: http://www.pandia.ru/text/77/311/43886.php


Закрыть ... [X]

Курсовая работа: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СЕВЕРНОЙ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ В Как индуктивность связана с силой тока

Роспись по дереву дополнительное образование Роспись по дереву дополнительное образование Роспись по дереву дополнительное образование Роспись по дереву дополнительное образование Роспись по дереву дополнительное образование Роспись по дереву дополнительное образование Роспись по дереву дополнительное образование Роспись по дереву дополнительное образование Роспись по дереву дополнительное образование