Музеи лоскутного шитья

Бережливость и красота

Сказать конкретно, откуда, из какой страны, пошло ремесло лоскутного шитья, затрудняются даже специалисты. 

Скорее всего подобные мысли, о рациональном использовании ценных кусочков ткани, возникали у хозяек в разных странах, разной национальности.

Коврик, Архангельская областьpinterest button Коврик, Архангельская область Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

В Россию первые ситцы были завезены из Англии в середине XIX века. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток,  ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества  в России. К сожалению, большинство лоскутных одеял не сохранилось, потому что ткань изнашивалась в процессе использования.  

Одеяло №1, из частной коллекции Диковой Лены (город Каргополь)pinterest button Одеяло №1, из частной коллекции Диковой Лены (город Каргополь) Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

Ценилось конечно и  домотканое полотно, бытовавшее задолго ло появления английских ситцев. Известный сборник «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Известно, что уже в XVII веке, в среде старообрядцев, использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов.

Из коллекции Лены Чирковой (город Шенкурск Архангельской области), коврикpinterest button Из коллекции Лены Чирковой (город Шенкурск Архангельской области), коврик Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

Собранное из разноцветных кусочков одеяло или яркий коврик вносили разнообразие в обыденную жизнь, служили украшением жилища. 

Первыми лоскутными работами были геометрические  узоры : сшивались полосочка  к полосочке, квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику. 

Развитие

Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков.

Покрывало, из экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской областиpinterest button Покрывало, из экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской области Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины.

А как же без традиций

В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом.

Одеяло в технике «Русский квадрат»pinterest button Одеяло в технике «Русский квадрат» Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.

Одеяло из экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской областиpinterest button Одеяло из экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской области Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья:

  • «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, название каргопольских свадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов),
  • «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу),
  • «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга).

Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались.

«Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей».

Разное отношение

В разные времена существования техники лоскутного шитья на Руси к нему относились по разному.

Украшение, авт.Наталья Вихроваpinterest button Украшение, авт.Наталья Вихрова Наталья Вихрова, CC BY-SA 3.0

В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения.

После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств.

Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной.

Рисунки-символы Сочинской олимпиадыpinterest button Рисунки-символы Сочинской олимпиады Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.

Пока нет музея

Не так давно в нашей стране была создана «Ассоциация мастеров лоскутного шитья России» (Russian Quilters Association), которая призвана объединить творческие ресурсы российского квилтинга, поддержать развитие этого вида народного искусства, помочь мастерам и начинающим, популяризировать и распространять знания об этом народном ремесленном искусстве.

В статье на сайте ассоциации говорится:

«В России нет пока музея лоскутного шитья. Старинные лоскутные работы хранятся  в фондах  и запасниках  некоторых музеев. Фонды и запасники  - это архив, чаще невыставленный в постоянную экспозицию и недоступный для всеобщего обозрения.

Самые интересные и серьезные коллекции находятся в Архангельском  государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» и в Краеведческом музее  города Шенкурск (Архангельской области).  Музею требуются немалые экспозиционные площади, потому что лоскутные панно и одеяла — не уместишь на нескольких  стендах...и  в общем, очень жаль , что нет такого профильного музея , он мог быть серьезным туристическим центром, так как интерес к лоскутному шитью  во всем  мире -  совсем не временное увлечение...

Пока нет музея, предоставляем Вам возможность на сайте нашей ассоциации оценить по достоинству  уровень лоскутных работ, созданных руками российских мастеров.»

Коврик, из частной коллекции Диковой Лены (город Каргополь)pinterest button Коврик, из частной коллекции Диковой Лены (город Каргополь) Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

В статье использованы:

Материалы с сайта www.quilters.ru, а так же из книги Светланы Ращупкиной «Лоскутное шитье и аппликация».


Источник: http://ru.russianarts.online/crafts/52041-russkoe-loskutnoe-shityo/


Закрыть ... [X]

В Москве стартовал IV Открытый Международный Фестиваль Лоскутного Шитья Вязание детям до года на ютубе

Музеи лоскутного шитья Музеи лоскутного шитья Музеи лоскутного шитья Музеи лоскутного шитья Музеи лоскутного шитья Музеи лоскутного шитья Музеи лоскутного шитья