Мастер-класс по работе с учащимися

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи

Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района)

 

План мастер-класса

«Приемы песочного рисования в работе с учащимися».

Педагог-психолог Воробей А.А.

  1. Постановка проблемы

Вы знаете о направлении песочной психотерапии и психокоррекции? Это новый (ему не более 30 лет), но очень актуальный в наше время способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, корректировать настроение.

  1. Основные идеи технологии

Как и любое другое занятие ИЗОтворчеством, песочная живопись (в том числе как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это вкупе способствует гармоничному развитию личности ребенка. К этому списку можно добавить, что при рисовании песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.

Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Уже в течение часа рисования песком стабилизируются все физические и эмоциональные процессы.

  1. Проблемы и перспективы в использовании технологии

Такие занятия особенно рекомендуется для гиперактивных и возбудимых детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.

Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.

Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому все логопеды рекомендуют игры с сыпучими материалами.

Рисование песком на стекле доступно детям  самого разного возраста.

Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно  просто провести пальчиком по песку.

Более старшие ребята смогут создавать картины используя технику насыпания песка для получения песчаной картины.

Рисование песком на стекле очень привлекает подростков. Карандаши и краски уже не актуальны в возрасте 12-15 лет, а вот современное и креативное занятие - это то, что надо.

Обязательно попробуйте  этот способ рисования. Для рисование песком на стекле вам потребуется только стеклянный стол с подсветкой и песок.

Дети и взрослые, занимающиеся рисованием на песке стяновятся  уравновешеннее, гибче, коммуникабельнее и раскрывают свой творческий потенциал. Несколько важных правил совместного с ребенком рисования песком:

1)    Ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе.

2)    Структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка.

3)    Создавайте пространство для его самовыражения, а не устанавливайте  жесткие рамки и правила.

4)    Цените его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами.

5)    Стимулируйте развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовыми ответами.  

6)    Поддерживайте ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные Вами задачи.  

7)    Цените природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учите его «быть таким как все».

Очень часто начиная работать ребёнок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности.

Раз - разровнял и холст готов. Два - карандаш, кисть… всегда с тобой – это твой пальчик, который слушается тебя лучше любого другого предмета. Три -… если клоун вышел криво… - провёл ладошкой и начинай сначала.

А так как песок материал созданный самой матушкой природой, то и созерцание и пересыпание из руки в руку, и процесс творчества уникальный. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребёнка.

Работая с данной техникой можно поставить цели такие как:

- свободное владение кистями обеих рук;

- развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком;

- корректировать психоэмоционнальное состояние воспитанников.

Задачи:

- развитие художественно-эстетического вкуса;

- развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильных ощущений посредством определённых игровых упражнений, развитие глазомера;

- упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески;

- обучать умению подчинять эффект света и тени (т.е. некой прозрачности тонкого слоя песка и непрозрачности толстого) для передачи своего замысла.

Работа по обучению рисованию песком ведётся поэтапно. И подгрупповой метод обучения даёт положительные результаты.

На начальной стадии главная задача педагога вызвать интерес и положительные эмоции, а после через игровые упражнения и обучающие приёмы развивать и закреплять полученные навыки.

Целый ряд преимуществ имеет обучение рисованию песком, а именно:

- изменение творческого замысла по ходу создания изображения.

-исправление ошибок без каких-либо специальных средств ( ластик, вода…)

-быстрое достижение желаемого результата.

--при рисовании, не нужны какие-либо материалы и предметы и не нужно ждать высыхания работы.

Сам процесс работы с песком напоминает о лете, море, отдыхе, солнце и оказывает некое расслабляющее воздействие. Это даёт возможность в непринуждённой обстановке решить поставленные задачи.

  1. Проведение практической части

Показ техники насыпного рисования песком на бумаге с клеем и без. Создание индивидуальных песочных мандал. Свободное рисование.                  

   V.            Рефлексия

Анкета для участника мастер-класса

«Приемы песочного рисования в работе с учащимися».

Уважаемые участники мастер-класса закончите, пожалуйста, предложения.

  1. Сегодня  на мастер классе я узнал…__________________________________

___________________________________________________________________

  1. Рисовать это…___________________________________________________
  2. Песок для меня это…______________________________________________

Оцените по 5-ти бальной шкале

____________________________

0        1        2        3        4        5

Вашу активность на мастер-классе

____________________________

0        1        2        3        4        5

Практическую пользу мастер-класса


Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2016/06/24/master-klass-priemy-pesochnogo-risovaniya-v-rabote-s



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

План индивидуальной работы классного руководителя с Разварка не самодельный

Мастер-класс по работе с учащимися Мастер-класс по работе с учащимися Мастер-класс по работе с учащимися Мастер-класс по работе с учащимися Мастер-класс по работе с учащимися Мастер-класс по работе с учащимися Мастер-класс по работе с учащимися

Похожие новости