Контурна вышивка графика

Воля — сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции.

Волевая регуляция поведения.

Воля — деятельная функция разума, социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения — побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений. Возникновение воли первоначально связано с общением ребенка со взрослым. Как отмечает Л.С. Выготский, вначале взрослый отдает приказ («возьми мяч», «возьми чашку») и ребенок действует согласно внешнему приказу. По мере овладения речью ребенок начинает сам себе давать речевые команды. Так, ранее разделенная между людьми функция становится способом самоорганизации произвольного поведения отдельного индивидуума.

В отличие от импульсивных реакций волевое поведение обусловлено внутренним планом действий, сознательным выбором цели и средств деятельности с учетом условий, необходимых для достижения планируемого результата, опережающим отражением действительности. Способность управлять своим поведением формируется в процессе социального общения благодаря овладению социально сформированными знаками — понятиями («искусственными средствами поведения»). Волевая регуляция поведения связана с формированием высших психических функций — произвольного внимания, памяти, продуктивного мышления, творческого воображения.

Волевое действие — действие, ориентированное в будущее, эмансипированное (в отличие от эмоций) от текущей ситуации. «…Человек мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действия кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл и становится поступком»[1].

Волевая регуляция обусловлена объективными условиями деятельности, закономерным развитием событий, пониманием человеком необходимости своего поведения. В волевом акте подавляются текущие эмоции — человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы его психорегуляционных качеств.

Важнейшее проявление воли — способность индивида к волевым усилиям, длительному волевому напряжению. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций. Сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. Воля, как сознательная регуляция жизнедеятельности, имеет специфический энергетический источник — чувство социально ответственного поведения.
Высоконравственная личность имеет, как правило, твердую волю. Но не всякий волевой человек нравствен. Отдельные волевые качества могут быть присущи и альтруисту, и эгоисту, правопослушному человеку и преступнику. Но чем более высокими нравственными Ценностями регулируется поведение человека, тем выше внутренняя согласованность его поведения и, следовательно, его волевая саморегуляция.

В случаях десоциализации личности ее индивидуальные потребности отрываются от потребностей социума, индивид становится жертвой своих непосредственных влечений. Такое поведение становится трагическим — оно отделяет человека от человечества. Быть человеком — значит быть социально ответственным. Чем дальше отдалено социально необходимое от актуально переживаемых потребностей, тем большее волевое усилие требуется для его реализации и тем большее значение приобретают базовые социальные ценности, включенные в сверхсознание личности, образующие смысловой контекст ее поведения.

Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий.

Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными. Степень волевого усилия иногда может не соответствовать объективной трудности. Так, стеснительный человек затрачивает значительные усилия при выступлении на собрании, тогда как у другого человека это не связано с большим напряжением. Способность к волевому усилию зависит в некоторой мере от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Но в основном эта способность зависит от сформирован- ности у человека навыка подчинения своего поведения объективной необходимости.

Социализированная личность предвидит и эмоционально переживает оценку своего возможного поведения. Это и влияет на самодетерминацию ее поведения. Недостаточная развитость предвосхищающей и оценочной деятельности индивида — один из факторов его дезадаптивного (не приспособленного к среде) поведения.

Волевая активность субъекта, приводящая к социально значимым результатам, называется деянием. Человек отвечает за свои деяния, даже за те, которые выходят за пределы его намерений. (Отсюда в юриспруденции существуют две формы вины — в форме умысла и неосторожности.)

Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел во что бы то ни стало, избегание малейшего безволия, безответственности — таков путь формирования и укрепления воли.

Волевая регуляция деятельности представляет собой определенную динамику психических состояний. У одних людей различные психические состояния бывают более устойчивыми, а у других — менее устойчивыми. Так, устойчивое состояние инициативности и решительности может сочетаться с менее стабильным состоянием настойчивости. Все волевые состояния взаимосвязаны с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.

Итак, поведение человека определяется не инстинктивными импульсами, а опосредствуется сознанием личности, ее ценностной направленностью. Воля индивида системно организует все психические процессы индивида, трансформируя их в соответствующие волевые состояния, обеспечивающие достижение поставленных целей. Воля, как социально обусловленное психическое образование, формируется в социальной практике, трудовой деятельности, во взаимодействии с людьми. Она закладывается в условиях систематического социального контроля над социально значимым поведением личности. Формирование воли — это переход внешнего социального контроля во внутренний самоконтроль личности.

Нейрофизиологические основы воли.

И.П. Павлов отмечал, что волевые действия — результат суммарной работы всего мозга. Физиологические механизмы волевой регуляции деятельности не локализованы в каких-либо отдельных структурах мозга. Они представляют собой сложные функциональные системы. Акцептор («разрешитель») действия человека функционирует в его понятийной сфере. Нейрофизиологической основой воли является системная работа всего мозга, но центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий.

Как уже отмечалось, в составе мозга человека можно выделить три основных функциональных блока, совместная работа которых лежит в основе сознательной деятельности:

  • блок, регулирующий тонус мозга, его бодрствующее состояние (ретикулярная формация и другие подкорковые образования);
  • блок получения, переработки и хранения информации — основной аппарат познавательных процессов (задние и теменные отделы коры);
  • блок программирования, регулирования и контроля психической деятельности (лобные доли коры).

Лобные доли коры осуществляют функции синтеза внешних раздражителей, подготавливают действие, формируют его программу, контролируют процесс совершения действия и оценивают его итоговый результат. Нарушение лобных долей мозга вызывает дезорганизацию сознательного поведения, патологическое безволие — абулию[2].

Компоненты волевой регуляции поведения.

Деятельность происходит в виде системы действий. Действие — структурная единица деятельности. Различаются психические, перцептивные, умственные, мнемические и внешние, практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительную и контрольную части.

Каждое действие совершается для достижения определенной цели. Цель — психический образ будущего результата действия или деятельности в целом. Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий — характер и последовательность операций. Операция — структурная единица действия. В сложной деятельности отдельные действия выполняют роль операций. Цель деятельности задает ее общее направление. Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия.

Приступая к определенной деятельности, человек производит предварительную ориентацию в условиях деятельности, обследует обстановку с целью выработки плана действий. При этом устанавливаются отношения между элементами ситуации, их значение, возможности комбинирования для достижения цели.

Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и необходимых для этого средств называется ориентировочной основой действия. Эффективность деятельности человека зависит от содержания его ориентировочной основы. Успех деятельности обеспечивается лишь полной ориентировочной основой, которая специально формируется при обучении индивида.

При реализации деятельности субъект вступает во взаимодействие с предметным миром — происходит преобразование предметной ситуации, достигаются определенные промежуточные результаты, значимость которых подвергается эмоциональной и логической оценке. Каждая операция в структуре действия определяется условиями ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, основанный на совокупности имеющихся у него знаний и навыков. Умение реализуется как в привычных, так и в измененных условиях деятельности.

Навык — стереотипизированный способ совершения отдельных действий и операций, сформировавшийся в результате многократного повторения и отличающийся свернутостью (сокращенностью) его сознательного контроля.

Различаются перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки и навыки поведения. Перцептивные навыки — одномоментное, стереотипизированное отражение опознавательных признаков хорошо знакомых предметов. Интеллектуальные навыки — стереотипизированные способы решения задач определенного класса. Двигательные навыки — стереотипизированные действия, система хорошо отлаженных движений. Двигательные навыки включают в себя и стереотипизированное использование привычных орудий действий.

Навыки характеризуются различной степенью обобщенности — широтой охвата ими различных ситуаций, гибкостью, готовностью к быстрой реализации. Действие на уровне навыка отличается свернутостью (снятием) его некоторых регуляционных компонентов. Здесь потребности, мотивы и цели слиты воедино, а способы выполнения стереотипизированы. Так, навык письма не требует обдумывания того, как его совершать. Благодаря тому, что многие действия закрепляются в качестве навыков и переходят в фонд автоматизированных актов, сознательная деятельность человека разгружается и может направляться на разрешение более сложных задач.

Большинство повседневных действий — навыки. Действие на уровне навыка совершается быстро и точно. По мере выработки навыка ослабляется зрительный контроль над выполнением физического движения. Он заменяется мышечным (кинестезическим) контролем. Так, опытная машинистка может печатать, не глядя на клавиши, тогда как начинающий печатать человек постоянно отыскивает буквы глазами.

Навык характеризуется меньшей затратой сил, объединением отдельных движений, избавлением от лишних движений. Но и один навык не осуществляется полностью автоматически. Изменение привычной обстановки действий, возникновение непредвиденных препятствий, несоответствие полученных результатов ранее поставленной цели — все это немедленно включает частично автоматизированное действие в сферу сознательного контроля. Происходит сознательная корректировка действий. (В следственной практике встречаются попытки обвиняемого умышленно исказить свои функциональные особенности, проявляющиеся в различных навыках — почерке, походке и т.п. В этих случаях соответствующий навык берется обвиняемым под сознательный контроль. Для демаскировки этих приемов следователь использует различные ситуации, затрудняющие сознательный контроль навыка — ускорение темпа диктовки контрольного текста, организация отвлекающих действий.)

Навыки могут быть частными (навыки вычисления, решения типовых задач и т.п.) и общими (навыки сравнения, обобщения и др.). Ранее сформированные навыки затрудняют формирование новых, родственных по содержанию навыков — происходит интерференция навыков (от лат. inter — между и ferens — переносящий). Сформировать новый навык легче, чем переделать ранее сформированный; отсюда трудности переучивания и перевоспитания. Наличие навыка создает готовность к определенному действию — операциональную установку.

Нейрофизиологической основой навыков является динамический стереотип — устойчивая система условно-рефлекторных ответов на определенные пусковые раздражители.

В поведении человека закрепляется его операционально-стереотипизированный поведенческий механизм, формируются его целевые и операциональные установки. Все это дает возможность идентифицировать личность по комплексу (синдрому) его поведенческих особенностей. (Преступник может и не оставить следов рук и ног на месте преступления, но он обязательно оставит там свой неповторимый поведенческий «отпечаток».)

Каждый человек имеет присущие ему концептуальные модели поведения — предпочтения в определении целей, предрасположенность к определенным средствам действий. Одни его действия становятся предпосылкой совершения других действий.

Деятельность (поведение) индивида — устойчивая система его взаимосвязей с миром, основанная на концептуальном образе мира и стереотипизированном поведенческом фонде. Этот фонд способов поведения реализуется в виде простых и сложных волевых действий.

Особенности простых и сложных действий.

Все волевые действия подразделяются на простые и сложные.

Простые волевые действия.

Простые волевые действия состоят из трех структурных элементов: 1) мотив, совмещенный с целью; 2) исполнение действия; 3) оценка результата. Простые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями и реализуются, в основном, в форме навыков.

В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты. Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему дорогу. В этом движении можно выделить все четыре компонента. Восприятие транспорта — сенсорный компонент; мысль о том, что опасно стоять близко от проезжей части дороги, — центральный мыслительный компонент; непосредственное передвижение — моторный, двигательный компонент и удостоверение в том, что вы переместились в безопасную зону, — контрольный компонент.

В различных движениях тот или иной из первых трех компонентов приобретает ведущее значение. Например, при стартовом рывке биатлониста ведущим является моторный компонент, а при стрельбе по мишени, когда успех действия зависит, главным образом, от зрительной работы, — сенсорный компонент. При игре в шахматы или при записи формулы на доске, несмотря на наличие сенсорного и двигательного компонентов, ведущим является центральный, мыслительный момент действия.

Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компоненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями.

Они характеризуются координационнокачественными и временными параметрами. Скорость, с которой человек может реагировать на раздражитель, называется временем реакции (ВР). Время реакции зависит от: модальности стимула (на зрительный стимул ВР больше, чем на слуховой); интенсивности раздражителя (увеличение интенсивности раздражителя до определенного предела сокращает ВР); тренированности; установки на совершение данного действия; действующих органов (правая рука и нога реагирует на стимул быстрее, чем левая); возраста и пола; сложности реакции на комплексный раздражитель.

Двигательные реакции подразделяются на простые и сложные. Простая реакция — ответ на одиночный стимул одним определенным действием (например, нажатие на кнопку в ответ на красный свет). Сложная реакция связана с необходимостью принятия решений (например, при красном свете — нажать на кнопку, а при зеленом — переключить тумблер).

Время сложной реакции рассчитывается по формуле:

ВР (мсек) — 270×ln(n + 1), где n — число возможных альтернатив.

Среднее время простой реакции при благоприятных условиях равно 150 — 200 мсек[3].

Сложные волевые действия.

Рассмотренные выше простые действия, операции, навыки имеют простую структуру. Эти действия, как правило, совершаются стереотипно. Более развернутую структуру имеют сложные волевые действия.

В структуре сложного волевого акта существенны стадии формирования цели, предрешения, моделирования значимых условий деятельности, программирования исполнительских действий, обработки текущей информации о достигаемых промежуточных результатах, текущей коррекции действий и оценки итогового результата.[рис.1] Для каждого этапа сложного волевого действия характерно специфическое волевое состояние, проявление соответствующих волевых качеств личности.

Структура сложного волевого действия. Еникеев М.И.

Структура сложного волевого действия. Еникеев М.И.

Рассмотрим подробнее каждый этап сложного волевого действия.

1. Осознание возможностей удовлетворения актуализированной потребности, борьба мотивов (стадия предрешения).

Каждая потребность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей — процесс формирования цели действия.

В сложных условиях поведения этот выбор нередко сопровождается столкновением противоречивых побуждений — борьбой мотивов. Борьба мотивов может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большой затратой нервной энергии (иногда очень мучительной). Борьба мотивов — противоборство различных желаний. Прежде чем желание превратится в цель деятельности, человек оценивает, обосновывает его, взвешивает все «за» и «против». Особенно напряженно борьба мотивов происходит между желаниями личными и социально значимыми, между доводам чувства и разума. Эта напряженность усиливается, если предстоит принять особенно ответственное решение.

Желания различаются по их уровню, т. е. по степени социальной значимости, и эмоциональной силе. (Известный герой Салтыкова-Щедрина не мог определить, чего ему больше хочется — конституции или севрюжины с хреном. В этом гротеске тонко подмечена несопоставимость желаний различного уровня.) Если из двух желаний одного уровня одно становится более сильным, то никакой борьбы мотивов не происходит.

Сомнения и колебания возникают при выборе одного из вариантов в ряду одинаково сильных желаний. Волевое усилие здесь проявляется в способности человека руководствоваться своими принципами, жизненными позициями в преодолении эмоций ради достижения значимой цели.

В деятельности различных людей не всегда имеет место противоборство мотивов. Многие люди руководствуются определенными, постоянно доминирующими мотивами. Если эти мотивы социально ценны, то поведение человека социально-адаптировано, т. е. приспособлено к требованиям социальной среды. Но некоторые люди руководствуются мотивами, не учитывающими требования среды, и их поведение становится социально неадаптированным.

Побудителями поведенческой активности являются потребности. Однако сами потребности и желания человека возникают, как правило, с учетом возможностей их реализации. Текущая ситуация учитывается, оценивается посредством ситуативных мотивов – мотивов-стимулов.

Поведение человека направляется сложной системой факторов, иерархией мотивов. Так, в трудовой деятельности проявляются мотивы выгоды, удовлетворенности, удобства, престижности, безопасности и др. От обшей направленности личности будет зависеть то, на каком месте окажется тот или иной из указанных мотивов, какова сила соответствующего мотива.

Кроме ценностных критериев личности на силу мотива могут влиять ясность, яркость, эмоциональность и доступность цели, имеющиеся навыки ее достижения, условия, содействующие ее достижению. Сила мотива, в свою очередь, влияет на характер совершаемого действия; она может притупить внимание к препятствиям и ограничениям.

Стремясь достигнуть желаемой цели, люди нередко пренебрегают опасностями, идут на неоправданный риск, переоценивают вероятность наступления желаемых событий и недооценивают вероятность нежелательных событий.

Можно выделить две общие стратегии поведения людей: устремленность к успеху или к избежанию неудачи. Все, что противоречит сформированной мотивации, вызывает чувство дискомфорта — когнитивный диссонанс. Свои позиции человеку обычно кажутся более правильными и справедливыми, чем позиции других людей. Чтобы реализовать свою установку, люди часто выдвигают свои защитные мотивы, иногда не соответствующие реальным условиям.

Формулировка мотива не всегда точно отражает в сознании то, что действительно побуждало человека к действию. Иногда побуждение человека к более точному осознанию мотива своего поведения приводит его к критической оценке своего поступка и изменению поведения.

Итак, исходными факторами деятельности являются потребности, установки, жизненные позиции человека, на основе которых формируются соответствующие мотивы деятельности.

2. Принятие решения. Из ряда возможных целей индивид выбирает ту, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях для данной личности.

Выбор варианта поведения может быть транзитивным — обоснованным, оптимальным, учитывающим условия развития событий, и нетранзитивным — неоптимальным, когда не анализируются реальные возможности, варианты развития событий.

Действия, совершающиеся без обоснованного расчета, без учета возможностей реализации планов, связаны с низким интеллектуальным уровнем субъекта, ограниченностью его оперативной и долговременной памяти, существенными дефектами в мотивационнорегуляционной сфере.

Различаются пять типов принятия решений: 1) импульсивные — процессы построения гипотез резко преобладают над процессами контроля; 2) решение с риском; 3) уравновешенные; 4) Осторожные; 5) инертные — контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими неуверенно и медленно.

Людям с высоким уровнем развития интеллекта свойственно преобладание уравновешенных типов решений и ограничение крайних типов (импульсивного и инертного). В экстремальных условиях они наиболее эффективно сочетают риск с осмотрительностью.

Принимая решения, человек стремится к максимальному успеху при минимальных потерях. Но люди по-разному оценивают выгоды и потери. Так, рискуя в каком-то деле испортить репутацию, один человек безоговорочно отклоняет данное действие, другой колеблется, третий не придает этому риску значения.

Оперируя исходными данными в процессе принятия решения, человек загружает свою оперативную память, объем которой очень ограничен. Многие люди склонны облегчать напряжение, связанное с принятием решений, упрощая взаимосвязи между исходными данными.

Решения нередко приходится принимать в условиях неопределенности, предугадывая развитие событий. Определение вероятности того или иного события, т. е. относительной частоты его появления, служит основой для принятия решения в рискованной ситуации.

Оценка вероятности (если она не рассчитывается математическими методами) имеет субъективный характер. Люди склонны надеяться на наступление маловероятных благоприятных событий (например, вероятность выигрыша в лотерее), а неблагоприятные события высокой вероятности недооценивают (например, неотвратимость наказания за преступление). Часто ошибочно полагают, что ожидаемые события, не наступавшие длительное время, должны произойти в ближайшее время.

Субъективные оценки очень устойчивы, а роль интуиции обычно переоценивается. Полагаясь на интуицию, люди часто принимают ошибочные решения. (Решим хотя бы приблизительно следующую задачу. Разделим мысленно земной шар на две половины. Далее, одну из половин также разделим на две части и т. д. Сколько примерно делений надо сделать, чтобы в последнем из них был получен атом? Сотни тысяч, миллионы или миллиарды? Мы интуитивно склонны согласиться с этими астрономическими цифрами. В действительности необходимо всего 80 делений).

Принимая решение, люди убеждают себя в его правильности, преувеличивают достоинства избранного варианта действий и преуменьшают его недостатки.

Все поведенческие решения связаны с взаимодействием объективных и субъективных факторов.[рис.2]

Детерминация поведенческих решений

Детерминация поведенческих решений

Отметим, что не существует эталонных, правильных решений на все случаи жизни. Правильность того или иного решения зависит от принципов, на основе которых оно принималось, объективной значимости учитываемых факторов, их полезности в данной ситуации, для данной личности и для общества.

Принятое решение обычно сопровождается субъективным ощущением некоторого облегчения (так как при этом снимается напряжение, характерное для борьбы мотивов), положительным эмоциональным переживанием, которое активизирует деятельность. Принятие решения завершается формированием цели действия.

3. Цель действия, то есть психическая модель его будущего результата, в дальнейшем и выступает системообразующим фактором всех средств их достижения.

Цель определяет значимость всего того, что имеет к ней то или иное отношение, организует поле сознательной сферы субъекта. Наши цели подчиняют себе и наше восприятие, и мышление, и нашу память. Лишь по отношению к нашим целям то или иное воздействие приобретает информационный характер.

Целеобразование и целедостижение — основная сфера сознательной деятельности человека.

Основные цели жизни определяют главное содержание жизнедеятельности человека, его личностные смыслы и ценности. В целях человека всегда определяется то, что ему нужно. Объективная основа целеполагания — противоречие между действительностью и возможностью, между реальностью и идеалом.

Удовлетворите все желания человека, — говорил К.Д. Ушинский, — но отнимите у него цель в жизни и вы увидите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Цель в жизни — сердцевина человеческого достоинства и человеческого счастья.

Направленность действия на значимую для данного индивида цель, достижение которой связано с возможностью неуспеха, опасными последствиями, называется риском. В поведении людей проявляются как боязнь риска, избежание его, так и повышенная склонность к риску.

4. Осознание задач деятельности и выбор способов деятельности. Вслед за выдвижением цели деятельности осознаются ее задачи, детально планируются пути и средства достижения цели. Деятельность человека протекает в определенных условиях и зависит от них. Соотнесение цели деятельности с данными условиями — осознание задач деятельности.

Условия деятельности могут быть специально заданными (например, в математической задаче), но в большинстве случаев должны быть выявлены в результате исследования исходной ситуации. Выбор способов действий также связан с более или менее значительной борьбой мотивов, ибо одни способы могут быть доступными, но противоречащими нравственным нормам, другие — социально одобренными, но лично неприемлемыми.

5. Формирование программы — ориентировочной основы действий. Ориентировочная основа действия для человека — знания, система представлений и понятий. Человек действует в зависимости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает.

Прежде чем осуществить физическое действие с материальным объектом, человек совершает эти действия в уме с идеальными образами вещей. Всякое действие выполняется в результате знания принципа действия, установления связи между целью и способами ее достижения. Это знание становится регуляционной, ориентировочной основой действия; формируя ориентировочную основу действия, человек преобразует в уме исходные условия в систему, необходимую для достижения цели.

6. Исполнение действий и его текущая корректировка. Действия исполняются определенным способом — индивидуализированной системой операций, обобщенных действий.

В зависимости от уровня психического развития человека, его опыта, знаний и других индивидуальных особенностей каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами.

Способы действия людей отличаются количеством промежуточных операций, объединенностью отдельных операций, точностью и быстротой действия. У каждого человека вырабатывается стереотип выполнения действий — характерный способ использования орудий.

Физические действия — движения — имеют определенные механические характеристики — траекторию, скорость или темп (скорость повторяемости циклов) и силу. Во многих случаях успех деятельности зависит от времени реакции (скорости ответа на внешний сигнал). Так, от скорости реакции на сигналы опасности зависит безопасность, от скорости реакции вратаря — исход хоккейного матча, от скорости реакции оператора у пульта управления — безаварийность работы.

Время реакции зависит от готовности реагировать на соответствующий сигнал, от типа нервной системы, возраста и пола человека, его психического состояния. Время реакции значительно повышается в конфликтной и тревожной ситуации.

Различают время сенсомоторных и словесно-ассоциативных реакций. Реагировать словом труднее, чем движением, поэтому словесные реакции замедленны (на 0,3 — 0,5 сек).

Внешнее действие исполняется системой движений, которые контролируются на основе данных, поступающих в мозг от разных органов чувств, — посредством сенсорного контроля. Физическое действие совершается благодаря непрерывному мышечному и зрительному контролю и выполнению поправочных движений. (С закрытыми глазами действия совершаются неточно, а если надеть на глаза призматические очки, то многие действия вообще невозможно выполнить.) Коррекция действия производится на основе анализа промежуточных результатов и изменений во внешней обстановке. Так, тормозя автомобиль нажатием ноги на педаль тормоза, водитель соотносит свое движение с состоянием дороги, опасностью сложившейся ситуации, весом машины, качеством покрышек и т. д.

Цель действий определяет те ориентиры, по которым они корректируются. Реально получаемые результаты всех операций постоянно сопоставляются с ранее заданной динамической моделью действий. Неточные действия исправляются в результате анализа причин недостижения цели. При этом иногда может оказаться, что сама ориентировочная модель действия была сформирована ошибочно. В этих ситуациях проявляется уровень критичности мышления личности.

Способ действия — система приемов, обусловленная как целью, мотивами и условиями действия, так и психическими особенностями действующего лица. Способ действия определяется ориентировочными, психическими и сенсорно-моторными особенностями субъекта и указывает на меру психических возможностей индивида.

В способе действия проявляются психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания и умения, навыки и привычки, нейрофизиологической основой которых служит динамический стереотип. Индивидуализированная стереотипность действий и дает возможность идентифицировать личность по способу действий.

Способ действий нельзя сводить только к автоматизмам двигательных навыков. В способе действия особенности психомоторики сочетаются с особенностями мышления, памяти, жизненным опытом, общими способностями и темпераментом. Такое сложное сочетание многообразных факторов и дает неповторимую индивидуализированность поведенческого акта.

Исполнение действия — центральный элемент в структуре волевой регуляции деятельности. Именно здесь необходимы такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость, упорство и в то же время гибкость в отношении ранее сформированной программы и т. п. Исполнение действия требует значительных волевых усилий: умственная и физическая усталость вызывает сильное побуждение к отдыху, смене занятий. Это побуждение приходится преодолевать волевым усилием. Но своевременный отказ от начатого действия, если исполнение дает ненужный (а иногда даже вредный) результат, — также одно из проявлений воли человека.

7. Достижение результата деятельности и его итоговая оценка. Целесообразность поведения определяется, прежде всего, достижением результата.

Нейрофизиологические механизмы результата действия как структурного элемента действия были поставлены в центр внимания академиком П.К. Анохиным.

«По сути дела, рефлекс, «рефлекторный акт» и «рефлекторное действие» интересны только исследователю — физиологу или психологу. Животному же и человеку всегда интересны результаты действий».[4]

Биологические системы постоянно работают на основе обратной связи, постоянно сопоставляют достигнутый результат с ранее сформированной программой.

Существует, однако, специфика обратной связи в регуляции деятельности человека в отличие от поведения животных. Она состоит в том, что цели деятельности человека, как правило, не связаны с непосредственным удовлетворением биологических потребностей. Достигаемый результат действия человеком не всегда является непосредственным биологическим подкреплением, как в поведенческих актах животных (результативность агрессивного акта хищника определяется наличием пиши в его пасти). Человек же в большинстве случаев специально оценивает достигнутый результат по определенным критериям. Результат деятельности оценивается не формальным достижением цели, а тем, насколько он удовлетворяет соответствующую потребность и мотивы деятельности. Результат деятельности может не совпадать с желанием и стремлениями человека, и тогда совершается другой поведенческий акт. Цель — только критерий правильности продвижения деятельности к запланированному результату. Полученный же результат оценивается не целью, а его соответствием тому побуждению, которое вызвало действие. Лишь это соответствие является критерием успешной деятельности.

Правильность выполнения физического действия выявляется непосредственно в результате, правильность выполнения познавательных действий контролируется и оценивается при помощи специальных контрольных действий. Необходимость обратной связи в действиях тем меньше, чем более высок уровень ориентировочной (теоретической) основы действия. Действия нравственного характера с самого начала оцениваются по их соответствию моральным нормам.

Деятельность, не приводящая к успеху, видоизменяется. При сохранении прежнего мотива меняются цель и программа деятельности. В настойчивом достижении необходимого результата и проявляется сущность воли.

Удовлетворение результатом закрепляет образ данного акта поведения, облегчает его повторение в будущем.

В большинстве случаев деятельность человека осуществляется во взаимодействии с другими людьми. В этих условиях ведущее значение приобретает психология межличностных отношений. Успех групповой деятельности в значительной мере зависит от психологической совместимости индивидов и их групповой сплоченности.

Систематически совершая социально значимые и результативные действия, индивид формирует у себя систему положительных личностных качеств — психика человека формируется в его деятельности.

Волевые состояния.

Сознательная регуляция деятельности проявляется в системе волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, уверенности, решительности, настойчивости и др. Эти состояния проявляются в совокупности на протяжении всей деятельности. Однако на отдельных этапах деятельности определенные волевые состояния приобретают ведущее значение. Так, выбор цели связан, прежде всего, с состоянием целеустремленности, принятие решения — с состоянием решительности, исполнение действия — с состоянием настойчивости и т. д.

Обусловленность волевых психических состояний структурными этапами сложного волевого действия.

ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОЛЕВЫЕ СОСТОЯНИЯ

  1. Осознание ряда целей, которыми можно удовлетворить возникшую потребность
Мотивационные состояния, состояние инициативности, целеполагания, борьбы мотивов
  1. Принятие решения о достижении определенной цели
Решительность, целеустремленность
  1. Осознание задач и способов достижения цели
Принципиальность, самостоятельность, пытливость
  1. Исполнение действия и его текущая коррекция
Настойчивость, упорство, толерантность, (терпимость к трудностям), выносливость
  1. Итоговая оценка результата действия
Критичность

Рассмотрим волевые состояния в последовательности, соответствующей структуре деятельности.

Состояние инициативности характеризуется активной переработкой поступающей информации, определением первоочередных проблем, постановкой наиболее значимых целей и путей их достижения. Состояние инициативности — повышенная возбудимость к поиску цели. При наличии же ряда возможных целей первостепенное значение приобретает состояние решительности.

Решительность — психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный отбор цели и способов ее достижения. Состояние решительности сопровождается повышением эмоциональной и интеллектуальной активности психики. Решительность связана с подавлением различных эмоций, предвидением последствий будущих действий.

У различных людей состояние решительности имеет индивидуально-типологические особенности. Одни люди стараются каждое решение подвести под какую-либо одобренную обществом идею, принцип, схему («так принято», «так положено», «такова инструкция» и т. д.). Подчинение определенным принципам облегчает принятие решения. Однако при этом возникает возможность неадекватного поведения. Некоторые люди предпочитают при принятии решения идти по «воле волн», передоверяя его другим людям.

Одна из индивидуально-типологических особенностей состояния решительности — быстрое, но необоснованное, импульсивное принятие решения. Это объясняется стремдением некоторых людей побыстрее избавиться от напряженного состояния борьбы мотивов. Под внешней решительностью здесь скрывается недостаточность волевой регуляции деятельности. Подлинная решительность требует относительно быстрого принятия твердого решения на основе учета преимуществ и недостатков всех альтернативных решений.

Однако, несмотря на субъективные различия в состоянии решительности, имеются и объективные факторы, влияющие на процесс принятия решения. К этим факторам относятся: дефицит времени, значимость действия, в пользу которого принимается решение, тип высшей нервной деятельности человека, особенности взаимодействия сигнальных систем. Так, при недостаточной регуляции первой сигнальной системы со стороны второй сигнальной системы человек при принятии решений проявляет суетливость, хаотичность; при недостаточной связи второй сигнальной системы с первой — излишнюю «теоретизацию», затянутость принятия решения.

Психическое состояние неспособности быстро принимать решения — состояние нерешительности. Оно может быть проявлением психической пассивности личности, слабости нервных процессов, недостаточной их подвижности. Нерешительность не относится к свойствам какого-либо темперамента. Однако темперамент влияет на форму нерешительности. Настороженность у меланхоликов, затянутость у флегматиков, суетливость у сангвиников, импульсивность у холериков — таковы некоторые особенности принятия решений, определяемые темпераментом.

Нерешительность часто связана с недостаточной информированностью, отсутствием соответствующих умений и навыков. Основная же причина нерешительности — наличие в данной ситуации равноценных противоборствующих мотивов. При этом отдельные люди склонны последовательно принимать разные решения, менять их, колебаться и даже принимать решение об одновременных противоречивых действиях (метод проб и ошибок).

Отношение людей к своей нерешительности различно. Одни болезненно ее переживают, другие во всех случаях находят ей оправдание, а третьи — не придают этому недостатку особого значения. Между тем нерешительность — отрицательное качество, требующее преодоления. Она может привести к нравственно отрицательным и противоправным последствиям (трусость, преступная бездеятельность и т. п.).

Целеустремленность как волевое психическое состояние характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия человека достижению поставленной цели.

Уверенность как волевое психическое состояние — высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Это состояние в значительно мере определяет результативность деятельности. Оно состоит в объективной оценке обстоятельств, влияющих на исход деятельности, связано с четким осознанием связей исходных данных с конечной целью, осознанием (иногда интуитивным) ее достижимости, реальности. В связи с этим возникает положительно-эмоциональное отношение ко всей деятельности по достижению данной цели, повышается физическая и психическая активность человека. Жизнерадостность и бодрость — спутники уверенности. Состояние уверенности зависит от владения средствами для достижения цели (предметом и орудием деятельности, знаниями, навыками, умениями и физическими возможностями).

Успешное завершение деятельности требует преодоления как неуверенности, так и самоуверенности. В последнем случае человек переоценивает свои возможности и недооценивает объективные трудности, вмешивается в дела, в которых он некомпетентен. Состояние самоуверенности может быть эпизодическим (возникающим в результате временных успехов) и доминирующим (возникающим в результате некритического отношения к себе).

Настойчивость как психическое состояние состоит в длительном преодолении трудностей, контролировании действия, направленности его на достижение цели. Состояние избирательного отношения ко всему тому, что может содействовать достижению цели, — проявление гибкости и упорства в преодолении препятствий. От настойчивости следует отличать упрямство — негибкость, некритическое отношение к своей деятельности.

Состояние сдержанности. В процессе деятельности на человека действуют различные стимулы, провоцирующие действие в нежелательном направлении. Торможение нежелательных действий — состояние сдержанности, самообладания, требующее значительного волевого усилия.

Сдержанность не следует смешивать с бесчувственностью, эмоциональной невосприимчивостью. Сдержанность предполагает разумно обоснованную реакцию на эмоциональные воздействия. Сдержанность — проявление тормозной функции В., которая обеспечивает контролируемость поведения [рис.3].

Проявление волевых качеств личности на различных этапах сложного волевого действия

Проявление волевых качеств личности на различных этапах сложного волевого действия

Образ жизни человека, стиль его жизнедеятельности закрепляют у него определенные психорегуляционные качества, которые принято называть волевыми свойствами личности. Эти свойства связаны с типом нервной деятельности человека и с теми требованиями, которые предъявляются ему социальным окружением. Некоторые из этих требований переходят в убеждения личности и принципы поведения. У индивида формируется чувство социальной ответственности — чувство долга, определенные нравственные идеалы. Все это и служит общей основой поведения индивида, определяет направленность личности.Рис. 8. Проявление волевых качеств личности на различных этапах сложного волевого действия

Высокий уровень развития психической саморегуляции характеризуется благородством помыслов и способностью их реализации в любых условиях. Но у каждого человека есть и «слабые места». Знание их — предпосылка самовоспитания.

Сила или недостаточность отдельных волевых качеств личности и определяют своеобразие его волевой саморегуляции.

[3] Мсек — миллисекунда — одна тысячная доля секунды.


Источник: http://wiki.1vc0.ru/enciklopediya/psixologiya/psixicheskie-processy/regulyacionnye-psixicheskie-processy/volya.html


Закрыть ... [X]

Вязание. Мастер -классы по ирландскому кружеву : роза, веточка и сборка Вязание крючком подставок для чашек

Контурна вышивка графика Контурна вышивка графика Контурна вышивка графика Контурна вышивка графика Контурна вышивка графика Контурна вышивка графика Контурна вышивка графика Контурна вышивка графика